Идут испытания ксенонового двигателя нового поколения. (Фото NASA.)
Часто
фигурирующие в научной фантастике ионные двигатели применялись на
практике ещё в 70-е годы. Тяга в них создаётся за счёт разгона
ионизированного газа в электростатическом поле.
Преимуществом
подобных ДУ по сравнению с традиционными химическими решениями является
высокая эффективность, а именно возможность разогнать аппарат до
десятков километров в секунду при малом расходе топлива. Правда, это
происходит уже в космическом пространстве при долгой работе ионного
двигателя: его стартовая тяга невелика. Поэтому в качестве основной
системы, приводящей в движение космический корабль, эту схему начали
использовать совсем недавно.
Пионером ионного движения стал
американский аппарат Deep Space 1, запущенный в 1998 году. За ним
последовали европейский и японский зонды, а последним крупным проектом
на сегодня стала автоматическая межпланетная станция Dawn, отправленная
НАСА изучать астероид Весту и карликовую планету Цереру.
Ионный
двигатель Dawn и стал образцом для создания ксеноновой системы NASA's
Evolutionary Xenon Thruster (NEXT). Разработчики из Исследовательского
центра имени Гленна и компании Aerojet смоделировали самые разнообразные
миссии, в которых может быть задействована такая ДУ.
С 2005 года
NEXT проработал 35,5 тыс. часов, что на 5 тыс. больше предыдущего
рекорда. На эксперименты ушло 600 кг ксенона. На основе тестовых моделей
инженеры сконструировали двигательную установку из нескольких ионных
двигателей, срок службы которых превысит 6 лет, и теперь НАСА остаётся
лишь выбрать, в каких миссиях будет удобнее эксплуатировать разработку.
Быть может, тут и пригодится космическая программа, предложенная
Национальной академией наук США на ближайшую декаду?
Подготовлено по материалам PhysOrg.
|